(† 6.09.972, Рим), папа Римский (с 1 окт. 965). Происходил из рим. аристократического рода. Его отец Иоанн занимал должность консула; позднее, став клириком, он был избран епископом (кафедра в источниках не упом.). Мать Феодора - дочь Феодоры Старшей, «сенатриссы» и «хранительницы папских сокровищ», и рим. сенатора Феофилакта, гр. Тускуланского. И. приходился родственником Римским папам Иоанну XI и Иоанну XII (LP. Vol. 2. P. 252-253. Not. 2). Нек-рые исследователи полагают, что И. был связан с родом Кресценциев. Жизнеописание И., доходящее до суда над участниками заговора против папы по прибытии имп. Оттона I (966), сохранилось в составе Liber Pontificalis. Однако главными источниками сведений о жизни и политике И. являются герм. и итал. хроники, а также папские послания.
Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору (Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.
Деятельность И. на Римском престоле во многом определялась церковной политикой имп. Оттона I. Под председательством императора и папы в Риме (в янв. 967 и в янв. 968) и в Равенне (в апр. 967) прошли Соборы, на к-рых присутствовали итал. и герм. епископы. Решением Собора в Равенне были учреждены архиепископская кафедра в Магдебурге (1-й архиеп. Адальберт рукоположен 18 окт. 968, после смерти архиеп. Вильгельма Майнцского и архиеп. Бернарда Хальберштадтского) и подчиненные ей кафедры Майсена, Цайца и Мерзебурга. Организация нового архиеп-ства должна была способствовать распространению христианства среди слав. населения, проживавшего к востоку от Эльбы. По просьбе императора И. утвердил аббата мон-ря Фульда в статусе примаса всех галльских и герм. аббатств (дек. 969) и закрепил за аббатством все пожалованные ему ранее привилегии. Др. крупнейшему имперскому мон-рю - Санкт-Галлену папа также даровал привилегии и отправил туда частицы мощей св. Иоанна Крестителя. И. лояльно относился к стремлению императора усилить контроль над основными еп-ствами Германии (см. в ст. Имперская церковь), утверждая избранных в Германии архиепископов и не вмешиваясь в отношения герм. правителя с церковными иерархами. В 967 г., в ходе Собора в Равенне, И. наложил повторное (первое в 962) отлучение на Геральда, бывш. архиеп. Зальцбургского, политического соперника Оттона I.
На Рождество 967 г. папа короновал прибывшего в Италию сына императора 12-летнего Оттона II. Впосл. И. участвовал в переговорах Оттона I с визант. имп. Никифором II Фокой о женитьбе Оттона II на визант. принцессе Феофано и отправил в К-поль послание, в к-ром призвал «греческого императора» заключить союз с «Оттоном, августейшим императором Римским». Сформулированное т. о. воззвание лишь осложнило и без того трудные переговоры, к-рые вел в К-поле посол Оттона I Лиутпранд Кремонский (Liutprandus Cremonensis. Relatio de legatione Constantinopolitana. 47 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 200-201). Договоренность была достигнута после смерти имп. Никифора II Фоки; 14 апр. 972 г. И. обвенчал Феофано с Оттоном II.
Выгоды от союза с императором извлек и папа. За ним были признаны права на владение Равеннским экзархатом; в Риме установилась определенная стабильность, непривычная для предшествующей эпохи. И. удавалось проводить относительно самостоятельную политику в Италии, в Западнофранкском королевстве, на Пиренейском п-ове и в слав. землях. В благодарность за поддержку, оказанную ему гр. Пандульфом Капуанским во время изгнания, И. пожаловал Капуа статус митрополии и рукоположил 1-го архиепископа - брата Пандульфа Иоанна. По решению Собора в Риме (состоялся 26 мая 969) статус архиеп-ства получило еп-ство Беневенто (1-м архиепископом стал Ландульф). Создание новых архиеп-ств в Италии отчасти диктовалось конкретными политическими задачами: в ответ на учреждение в 968 г. визант. митрополии в Отранто была укреплена лат. церковная иерархия на границе с визант. владениями в Юж. Италии. В 969 г. на Соборе в Риме было принято решение об упразднении еп-ства Альба на севере Италии и о включении его в юрисдикцию епископа Асти. При И. временно был урегулирован конфликт между Градо и Аквилеей за патриаршее достоинство и юрисдикцию над Венецией - по решению Римского Собора 968 г. патриархом признавался архиепископ Градо, имп. Оттон I пожаловал ему грамоту с привилегиями.
Большое количество папских грамот с привилегиями мон-рям (Клюни, Гластонбери, Сен-Реми в Реймсе и др.) и поддержка И., оказанная реформам архиеп. Дунстана Кентерберийского (папа утвердил его решение о замене каноников в Винчестерском аббатстве), свидетельствуют о близости И. идеалов клюнийского движения. Сохранилось послание епископам Бретани, в к-ром И. уведомляет их о незаконности претензий архиепископа Доля на еп-ства, входящие в юрисдикцию архиепископа Турского. По просьбе Борреля I, гр. Барселоны, и Аттона, еп. Вика, в кон. 970 или в нач. 971 г. И. санкционировал перенос митрополии из захваченного сарацинами г. Таррагона в Вик. Это решение противоречило постановлениям провинциального Собора в Сантьяго-де-Компостела (969), признавшего права новоизбранного архиеп. Таррагонского Цезария. Однако, судя по тому, что в посланиях суффраганам Таррагонского архиепископа И. не касается спорной ситуации, можно предположить, что на момент принятия решения папа не знал о состоявшемся Соборе.
Козьма Пражский сообщает о паломничестве в Рим Млады, сестры чеш. кн. Болеслава I Храброго. В Риме она якобы получила благословение И. на создание Пражского еп-ства, а также была возведена в сан аббатисы с именем Мария (Мария стала основательницей 1-го в Праге мон-ря св. Георгия). В хронике также приводится текст послания папы Болеславу. Первый Пражский еп. Титмар был рукоположен в 973 г., уже после смерти И. На понтификат И. приходится крещение Польши в 966 г.
В соответствии с завещанием погребен в рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура). Гробница И. была украшена мозаикой или фреской, ныне утраченной. Судя по сохранившейся копии, на ней был изображен папа на щите с квадратным нимбом; справа щит держал ап. Павел с книгой и слева - ап. Петр с ключами. Сохранился текст эпитафии.